Выпуски
23.04.2013 > Горожанин №67


Новиков Даниил Львович,
председатель Правления ЖК «Союз-1»,
Москва, Новочеркасский бул., д. 51,
телефон: (495) 349-27-92
E-mail: gksouz1@rambler.ru

О росте платы за коммунальные услуги и некоторые соображения о 354 Правилах
предоставления коммунальных услуг


Мои соображения навеяны оперативным совещанием в администрации города Москвы, посвященному вопросу недопущения роста оплаты за коммунальные услуги, и ответом первого Мэра Правительства Москвы П. П. Бирюкова депутату Государственной думы Г. П. Хованской по поводу применения 354 Правил предоставления коммунальных услуг в Москве.
Плата населения за коммунальные услуги определяется двумя факторами: тариф и объем потребленной услуги.
Тариф на коммунальную услугу утверждается Правительством субъекта федерации. Плательщик видит его в платежном документе и, если его величина отличается от утвержденной величины,  опротестовывает  платежный документ. В этом вопросе роль чиновников высокого уровня в справедливом и  грамотном установлении тарифов.
Объем потребленной услуги при наличии квартирного прибора учету (КПУ) определяется этим прибором. Если прибор показал увеличение потребленной услуги, оплата естественно будет увеличена. Технический работник  расчетного центра (ЕИРЦ) должен только правильно ввести показания счетчиков. В случае наличия ошибки потребитель видит эту ошибку, и решает этот вопрос с ЕИРЦ. 
При отсутствии прибора учета в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354 (далее 354 Правила) объем определяется нормативом потребления услуги, который утверждает Правительство субъекта федерации, и численностью проживающих.  Если численность проживающих в квартире не увеличилась и тариф не изменился, плата за коммунальные услуги не может возрасти.
Собственники нашего дома выбрали способ управления МКД  кооперативом, а начисления за жилищно-коммунальные услуги через систему ЕИРЦ.
ЕИРЦ был произведен перерасчет в одной многонаселенной квартире более чем за полгода за водоснабжение и водоотведение в сторону уменьшения. Я не буду останавливаться на законности самого факта перерасчета.
Основываясь на постановлении Правительства Москвы от 10.02.2004 г. № 77-ПП, ЕИРЦ  в феврале и марте был произведен во всех квартирах, в которых не установлены КПУ (10  квартир из 128), перерасчет в сторону увеличения за ХВС, ГВС и водоотведение. В результате начисления за эти услуги были увеличены в феврале в 1,5 раза, в  марте в 2,5 раза. Это не на 10% , как было заявлено П. П. Бирюковым на оперативном совещании в администрации Москвы и это не техническая ошибка.
Поражает, что это произошло после показательной порки, которую учинил Президент РФ В. В. Путин. Никто не схватился за голову. Не бросился выяснять причину такого роста оплаты за водоснабжение и водоотведение. Обращение жителей в ЕИРЦ тоже ничего не изменило.
 Такой вид перерасчета 354 Правилами, которые  введены  с 1 сентября 2012 года, не предусмотрен. Только после того как я взял на себя принятие решения начислять жителям нашего дома, у которых нет КПУ, за водоснабжение и водоотведение по нормативам в соответствии с 354 Правилами, им стали производить  соответствующий перерасчет.
После введения 354 Правил структуры жилищно-коммунального комплекса города Москвы во главе с первым заместителем Мэра Москвы П. П. Бирюковым должны были бы подготовить и представить на рассмотрение Правительства Москвы предложения об отмене Постановления Правительства Москвы № 77-ПП или приведения его  в соответствие с этими Правилами. Кроме того необходимо было внести изменения в программы ЕИРЦ. Не сделав этого, они создали минное поле. И впредь будут случаи незаконного роста оплаты за коммунальные услуги в Москве потребителям, у которых нет КПУ..
Кроме решения вышеупомянутой задачи структурам жилищно-коммунального комплекса города Москвы вплотную следует заняться решением задачи – что делать с разницей между оплатой, которую выставляет ресурсоснабжающая организация (РСО) управляющей организации (УО) за предоставленный ресурс, и начислениями жителям за коммунальную услугу.  За редчайшим исключением эта разница положительная и тем больше, чем ближе процент установленных квартирных счетчиков к 100%. С моей точки зрения возможно два пути решения этого вопроса.
Первый. Возложить оплату разницы между, выставляемой РСО УО суммой за предоставленный ресурс, и начислениями потребителям за коммунальные услуги на потребителей в соответствии с 354 Правилами. Объективности ради следует отметить, что эта разница в 354 Правилах не удачно названа – общедомовые расходы.
 Рассмотрим этот вопрос подробно на примере водоснабжения.  Разница возникает из-за  расходов на мытье подъездов, лестничных клеток, лифтовых кабин, других помещений общего пользования, мусорокамер, мусоропроводов, мусорных контейнеров и прочее (истинные общедомовые расходы); потерь при спуске воды в стояках во время ремонтных работ и других потерь; погрешности приборов учета, о которой обычно умалчивают, (погрешность КПУ в некоторых режимах может достигать 5% в сторону занижения); не одновременное снятие показаний приборов учета, неточное снятие показаний, округление показаний, непредставление показаний приборов учета отдельными  потребителями;  проживание в квартирах, в которых нет счетчиков, неучтённых жителей.
Чтобы пойти этим путем, придется убедить большинство наших людей в необходимости этой оплаты, развернув активную информационную деятельность в СМИ. Это не просто, учитывая всеобщее недоверие.
Второй. Отнести разницу  между оплатой, выставляемой РСО УО за предоставленный ресурс, и начислениями потребителям за коммунальные услуги на содержание и ремонт МКД, как это делается сейчас в Москве.  Считаю этот путь более конструктивным. Но для этого следует издать соответствующий нормативный документ, согласованный с Минрегиона РФ, исключить ограничение (в размере 5%)  расхода воды по статье «Содержание и ремонт» и при утверждении планово-нормативного расхода на содержание и ремонт МКД предусмотреть расход воды не менее 10%.
Несколько слов об отоплении. Считаю правильным решение Правительства Москвы о ежемесячном начислении оплаты за отопление.
Однако начисления за отопление исходя из 1/12 количества тепловой энергии, израсходованной на отопление помещений в многоквартирном доме в течение отопительного периода предшествующего года  (приводится к 1 кв.м), умножается на общую площадь конкретных помещений (квартир) и на тариф на тепловую энергию, утвержденный на текущий год не удачно. Если после теплой зимы будет  очень холодная зима, а это в Москве бывает сплошь и рядом,  УО не хватит средств для того, чтобы расплатится с РСО. Дополнительные начисления потребителям приводят к напряженности в обществе.
Предлагается для каждого дома на общем собрании собственников  по предложению УО принять уровень тепловой энергии на отопление (Гкал/кв.м), исходя из  средней величины 1/12 количества тепловой энергии, израсходованной на отопление помещений в многоквартирном доме в течение отопительного периода предшествующих  5-ти лет, увеличенной на 20-25% (на случай холодной зимы). По итогам года в случае экономии средств на отопление в течении года общее собрание собственников принимает решение об использовании этих средств:  перерасчет жителям в счет будущего периода, зачисления в резервный фонд  или использования для определенных целей.
ЖК «Союз-1»  ведет начисления за отопление по этой схеме уже четыре года, и жителей вполне она  устраивает.

Настоящий материал предоставлен автором для публикации и может содержать положения, которые не обязательно разделяются редактором

 
Архив  >
Фотографии