Выпуски
09.10.2015 > Горожанин №87

               В Конституционный суд Российской Федерации
               103132, г.Москва, ул. Ильинка, 21,
               Заявитель: БЛН 109144, г. Москва, Батайский проезд, дом 49
                гражданство - РФ
               Государственный орган, издавший акт, подлежащий проверке:
               Правительство Российской Федерации,
               г. Москва, Краснопресненская набережная, дом 2, стр.2
               Подлежащий проверке акт:
               Постановление Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 491 "Об
               утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил
               изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания                    услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в
               многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими
               установленную продолжительность"
               Нормативный правовой акт опубликован 21 августа 2006 г. в Собрании законодательства                Российской Федерации, 22 августа 2006 г. в "Российской газете" (Федеральный выпуск
                №150).
               С изменениями и дополнениями от: 6 мая 2011 г., 3 апреля, 14 мая 2013 г., 26 марта 2014 г.
               В части соответствия Конституции РФ пункта 33 поименованного акта
               В порядке статьи 125 (часть 4) Конституции Российской Федерации и статьи 96
               Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»
                                             ЖАЛОБА
      Основанием к рассмотрению обращения, является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции Российской Федерации положения «Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме», утверждённых Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" (далее - Правила), в частности пункт 33 Правил, определяющем размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений, не являющихся членами ЖСК.
      Судебные споры, решения которых основаны на указанном пункте 33 Правил являются распространённым явлением в силу одновременного наличия ЖСК, осуществляющих управление домом, находящимся в его собственности, и ЖСК, осуществляющими управление домом, как управляющие организации, то есть в тех случаях, когда в доме хотя бы один член ЖСК выплатил паевой взнос (ст. 129 Жилищного кодекса РФ) или условиях рынка жилья, когда собственник, приобретший помещение в доме, не является по какой-либо причине членом ЖСК.
      Поименованный нормативный акт был применён при разрешении конкретного гражданского дела № 2-385/14-256 законченного производством в судебном участке №256 мирового суда города Москвы 13 августа 2014 года.
      Заявитель жалобы — Б Л Н являлась Ответчиком по этому делу.
      Истец — жилищно-строительный кооператив «Марьино-7» (далее — ЖСК) заявил требование к Ответчику, который не является членом ЖСК, об уплате взноса в резервный фонд ЖСК, который, как заявил Истец, являлся платой за коммунальные услуги и платы за техническое обслуживание (содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома).
      Суд удовлетворил требования Истца, мотивировав своё решение тем, что согласно п. 33 Правил размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений, не являющихся членами ЖСК, определяются органами управления жилищно-строительного кооператива на основе утвержденной органами управления сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год. При этом Заявитель не оспаривает обязанности для всех собственников помещений в многоквартирном доме нести бремя содержания общего имущества.
      По мнению Заявителя, вышеизложенный смысл п. 33, придаваемый ему правоприменительной практикой, умаляет право Заявителя распоряжаться принадлежащим ему (совместно с другими собственниками) имуществом.
      1. Правительство РФ, принимая Правила, должно было действовать в соответствии с требованиями Жилищного кодекса РФ: согласно ч.З' ст. 39 Жилищного кодекса РФ установить правила содержания общего имущества в многоквартирном доме. Однако, определив органы, которые компетентны на основании соответствующей сметы доходов и расходов на содержание общего имущества устанавливать размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений, не являющихся членами указанных организаций, вышло за рамки предоставленных ему полномочий, умалив конституционное право собственников помещений в доме, не являющихся членам корпорации, принимать решения о распоряжении своей собственностью, передав это решение органам, которые самостоятельно, без участия указанных собственников сначала принимают смету доходов и расходов на содержание общего имущества (возможно не принадлежащего членам корпорации), а затем определяющих размер платы собираемой с этих собственников.
      Данный подход Правительства РФ противоречит позиции законодателя, который по взаимосвязанному вопросу распоряжения собственностью: размер взноса на капитальных ремонт, однозначно определил не как право управляющей организации, например, ЖСК, а как право собственников помещений, хотя и ограниченное нижним пределом (ст. 166 Жилищного кодекса РФ) при этом нижний предел взноса должен устанавливаться только нормативным актом субъекта Российской Федерации.
      2. Согласно ст. 35 Конституции РФ каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
      Право распоряжаться включает в себя и право принятия или участия в принятии решения о содержании и ремонте общего имущества в многоквартирном доме, где собственник помещения, в частности Заявитель, является собственником помещения.
Право собственности может быть ограничено Федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч.3 ст. 55 Конституции РФ). Ни одно из этих условий не присутствует в типовой ситуации, связанной с принятием решения о содержании и ремонте общего имущества дома, в котором проживает Заявитель, а управляющей организацией является ЖСК.
      Жилищный кодекс РФ не предусматривает для ЖСК обязанность иметь своим членом каждого собственника помещения в доме, который управляется ЖСК, или не иметь в своих членах лицо, которое не является собственником помещения, кроме того ЖСК не запрещено исключить собственника помещения в доме из своих-членов, что произошло в 2011 году с Заявителем.
      Единственное ограничение, которое установлено ЖК РФ и косвенно связанное с правом собственности - на момент приобретения дома или в ходе строительства дома, количество его членов не должно превышать количество имеющихся или планируемых квартир (ст. 112 Жилищного кодекса РФ).
      3. Статьей 19 (часть 1) Конституции Российской Федерации устанавливается принцип равенства всех пред законом и судом.
      Правительство РФ, утвердив Правила, содержащие п. 33 в редакции, которую Заявитель считает необоснованно нарушившей её конституционное право собственности, предоставило другим лицам, в том числе не являющимися совместными собственниками общего с Заявителем имущества, принимать решения о судьбе чужой им, но принадлежащей Заявителю собственности. И это преимущество обусловлено членством в ЖСК, чем нарушены гарантии государства, предусмотренные частью 2 статьи 19 Конституции РФ.
      4. По мнению Заявителя, возникшая правовая неопределенность, может быть устранена ограничением прав, предоставляемых органам управления корпораций, в том числе ЖСК, разрешив устанавливать размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений многоквартирного дома только в случае, если членами корпорации являются только собственники соответствующих помещений и в доме все собственники являются членами указанных организаций.
      На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 125 (часть 4) Конституции Российской Федерации и ст. 96 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»,
                                             ПРОШУ:
      Признать положения п. 33 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" в части предоставления органам управления ЖСК устанавливать плату за жилое помещение для лиц, не являющихся членами ЖСК, не соответствующими Конституции Российской Федерации, её статьям 19 (часть 1 и 2), 35 (часть 2), 55 (часть 3).
      Приложение:
1. Копия жалобы, на 3-х стр., файл: Жалоба120815 , формат PDF.
2. Текст акта, подлежащего проверке (на 14 страницах), файл Пост491На14стр , формат DOC.
3. Документ об уплате государственной пошлины в размере 450 рублей, на 1 странице, на 1 стр., файл: PDF.
4. Решение мирового судьи участка №256 района «Марьино» города Москвы, на 4 стр., файл: РешМирСудт130814-На4стр , формат PDF.
      «12» августа 2015г.

 
Архив  >
Фотографии