Выпуски
26.01.2012 > Горожанин №39

ОТВЕТ К.Б. НОРКИНА НА ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИИ СМГРФ НА  ВЫСТУПЛЕНИЕ Э.С.НАБИУЛЛИНОЙ
18 января 2012 года.

В связи с выступлением многоуважаемого Министра экономического развития Э.С. Набиуллиной я, может быть неожиданно для присутствующих, скажу, что с ней, абсолютно, согласен: при существующих подходах к управлению развитием России малые города ждёт действительно незавидная судьба. Но многоуважаемая Эльвира Сахипзадовна забыла добавить, а может быть даже и не  знает, что судьба малых городов это судьба России, что это важнейший элемент территориальной организации жизни народа на гигантских российских территориях. Если наша цель предоставить российские земли для проживания народов, лучше нас сумевших организовать государственное управление, мы должны смириться с такой судьбой, если нет – нужно повышать эффективность управления развитием.
 Если человек не знает, как управлять, - ничего страшного нет. Просто учиться надо, даже если человек закончил экономический факультет МГУ. Это специфическая и новая сфера управления. В США, например, в 1993, ещё во времена президентства Билла Клинтона, была инициирована масштабная программа называвшаяся RG (Reinventing Government = перестройка государственного управления). Это было всестороннее  исследование, к которому администрация Клинтона привлекла более 600 крупнейших специалистов по государственному управлению. В результате возникла концепция, так называемого “нового федерализма”, опирающегося на максимальную децентрализацию при одновременном обеспечении системных интересов с помощью индексного управления. Результаты этих работ обсуждаются в моей книге «Системные проблемы борьбы с коррупцией в России», изданной в 2011 году калужским издательством ГП «Обллитиздат». Кратко я рассказывал об этом и на Международном форуме МАГ: «Мегаполис XXI век: пространственное развитие городов». Я передал текст этого выступления в СМГРФ. 
Можно уверенно сказать, что сегодня главной проблемой России является фатальная неэффективность и слабая защищённость от коррупции  системы централизованного, государственного управления с командно-административными атавизмами. Эта система возникла в середине  XVI века и сохранилась до наших дней с очень малыми изменениями.
Низкая эффективность такого способа управления определяется недостатком знаний для достоверного предсказания стратегических последствий управленческих решений, а также уникальными масштабами российской социально-экономической системы. Её размерность  несовместима с ограниченностью возможностей каждого отдельного человека при работе с колоссальными объёмами необходимой для принятия правильных решений информации. Эффективность системы особенно снижается из-за того, что заложенные в неё принципы управления порождают перманентный конфликт интересов системы и личности, который тем легче решается в пользу личности, чем более высокий уровень в иерархии принятия решений она занимает. Этому особенно способствуют наличествующие в России непрозрачность бюджетной системы и отсутствие реальной  ответственности ЛПР (лиц, принимающих решения, какой бы пост они не занимали) за конечный результат. Все помнят, думаю, не исполненное обещание “лечь на рельсы”.
Несмотря на наступившее в СССР, в конце 80-х годов всеобщее понимание явного несоответствия традиционного для России патерналист-ского государственного устройства современным реалиям глобализации и либерализма, уже более двадцати лет трудно увидеть продвижение по пути перехода к более эффективной системе принятия государственных решений.
Это, пожалуй, главное и в эту систему малые города просто не вписываются. Вместо того, чтобы это признать, и подобно Клинтону совершенствовать систему управления, решено пойти по пути наименьшего сопротивления и стимулировать гибель малых городов.
Здесь находится профессор Аркадий Александрович Тишков, заместитель директора Института географии РАН. Он не даст соврать. Даже теоретически система расселения свободных людей, беспокоящихся о собственном благе,  формируется так, что образуется некоторая иерархия поселений. Люди склонны жить в малых поселениях, если та среда, в которой они живут, обеспечивает достаточное качество жизни. Есть, однако, такие виды работ и функций, которые выгоднее исполнять, говоря образно “в складчину” и это стимулирует формирование локальных центров – малых городов. Они возникают, потому что они нужны, даже если потом они окажутся не нужными Минэкономразвития.
Неправда, что мировая тенденция идёт в направлении сворачивания малых городов. По моему мнению, наиболее умно управляемый город это Сити оф Ранчо Кордова в Калифорнии (www.cityofranchocordova.org ). Его возглавляет один из крупнейших теоретиков по государственному управлению Тед Геблер, член команды научных руководителей RG. Я его хорошо знаю, но в начале 2000-х годов он “пропал”. Я искал его, чуть ли не во всех университетах США, а он оказался мэром Ранчо Кордова. Всякий кто хочет понять процессы управления развитием городов должен, хотя бы три часа, побывать на этом сайте. В частности там можно увидеть, что в  2011 году в Ранчо Кордова проживало всего 65 тысяч человек, а в десятимильной его окрестности хорошо жило 800 тысяч. Этот “малый город” этим восьмистам тысячам оказался очень нужным. Об этом свидетельствует хорошее качество жизни и в “столице” и в регионе. Новый федерализм очень выгоден народам тех стран, где он реализован, но у нас “старый федерализм” живёт, чуть ли не со времён первого государя всея Руси и не хочет отступать.
Причины живучести так устроенного государства, определяются многими, детально рассмотренными в упомянутой книге причинами. Прежде всего, этому помогает сам миф о патернализме,  согласно которому в таком государстве царит “социальная справедливость”, гарантируемая искренней заботой “отцов народа” о благе подданных (не граждан!). А если не так, то люди вспоминают научно опровергнутый миф о том, что если заменить плохих бояр на хороших, то всё наладится. Немалую роль играет также, сохранившаяся в различных письменных и устных преданиях, память о высокой глобальной конкурентоспособности, на определённых исторических этапах, такой  формы государственной организации. В результате эти принципы чрезвычайно прочно укоренились и в общественном сознании, и в государственной идеологии, и в институциональном устройстве органов власти.
Разумная децентрализация, позволяющая совместить региональный эгоизм и общеситемные интересы – ключ к решению проблемы малых городов, то есть, я подчёркиваю, устойчивого развития России. Решение очень простое: нужно не обескровливать малые города чрезмерными отчислениями в федеральный бюджет. Тогда они разовьются сами, даже если вмешательство федеральных ведомств будет ограничено лишь правилами нового федерализма.
В этой связи не могу не затронуть одного принципиально важного вопроса: если мы прекратим федеральную поддержку малых городов, будут ли их жители и предприниматели платить налоги в федеральный бюджет? Если да, то прекращение федеральной поддержки малых городов это не конституционное решение. Близкое, чуть ли не  к напёрстничеству. А если не будут, то, смею всех заверить, они разовьются сами. Когда у великого князя Ивана Васильевича сгорела Москва, он не стал разрабатывать “федеральной программы” восстановления Москвы, а просто отменил налоги. Остальное произошло само. И вообще я считаю, по крайней мере, концептуально, что не “верхи” должны решать, сколько от своих щедрот они выделяют “низам”, а ровно наоборот. Это, в рамках наших традиций звучит как святотатство, но соответствующий мировой опыт есть. Страны, где применяется близкий к этому подход (например, Германия), успешно развиваются.
Вот всё, что уместно сказать сейчас, хотя проблема эта требует даже не полномасштабного выступления, а минимум 40-часового курса лекций. Но я хотел бы, в заключение, немного успокоить представителей СМГРФ. Точно так же, как наша система не способна эффективно управлять развитием, она не способна и эффективно препятствовать естественному развитию того, в чём есть подлинная жизненная сила. Часто мы видим, что растения пробивают даже асфальт. А малые города столь нужны людям, что они пробьют и нашу систему неэффективного управления.

Другие работы автора Системные проблемы борьбы с коррупцией в РоссииКемер Борисович Норкин, М., 2011, 320 стр.

Интервью с К. Б. Норкиным, вице-президентом Вольного экономического общества, доктором экономических наук "Если бы в правительстве были ангелы"  http://www.politobraz.ru/node/63421

 
Архив  >
Фотографии